Идеи о необходимости саморазвития и укрепления человека приобретают статус культурного императива в условиях неолиберализма, где субъекты воспринимают себя как проект, в который необходимо инвестировать.
В этом контексте происходит расцвет практик, предлагающих человеку
«стать лучшей версией себя» — изменить привычки, способы мышления
и чувствования. Получив популярность в американской культуре, эти практики находят распространение и в других странах, что влечет за собой появление индустрии самопомощи на глобальном уровне.
Несмотря на то, что индустрия селф-хелпа объединена общей целью самопомощи человеку, исследователи обращают внимание на ее чрезвычайную разнородность. Она обусловлена широким спектром идей
и предметных областей, которые служат в качестве культурных ресурсов
для самопомощи — среди них можно обнаружить как бизнес-коучинг
с нейробиологией, так и йога-практики с аффирмациями. На этот репертуар влияние оказывает в том числе национальный и местный контекст, в котором глобальные идеи селф-хелпа не просто адаптируются, а трансформируются
и дополняются. Кроме того, в практиках и дискурсах самопомощи обнаруживается классовая и гендерная специфика — представления о том,
что конкретно представляет «лучшая версия себя», как и способы достижения этого идеала, у людей из разных социальных групп отличаются. Разнородность рассматриваемой индустрии обусловлена и многообразием форматов, посредством которых советы об улучшении себя могут транслироваться:
книги, телепрограммы и фильмы, подкасты и видео, записи в блогах
и онлайн-марафоны. Таким образом, селф-хелп представляет собой
не единую методику укрепления себя, а множество разнотипных продуктов
для работы над собой.
Эта полисемичность селф-хелпа как исследовательского объекта и будет составлять предмет нашего интереса. Неоднородность изучаемого феномена приводит к сложности выбора теоретических и методологических подходов, оптимальных для его изучения. Если одни исследователи рассматривают
селф-хелп как рынок продуктов и услуг, то вторые воспринимают его
как общественное движение, а третьи — как литературный жанр. Выбор эмпирического объекта для изучения также неочевиден: авторы фокусируются как на содержании самих продуктов селф-хелп индустрии,
так и на индивидуальном опыте их производителей и потребителей. Обсуждение исследований, посвященных различным аспектам индустрии самопомощи, позволит ученым обменяться теоретическими
и методологическими наработками и даст возможность в некоторой степени преодолеть те трудности выбора, с которыми они сталкиваются сейчас.
В рамках данной секции планируется обсуждение широкого разнообразия дискурсов и практик селф-хелпа в российских реалиях. Приветствуются
как эмпирические доклады, посвященные исследованию конкретных форм самопомощи, так и теоретические доклады, позволяющие вписать феномен самопомощи в более широкий социокультурный контекст.