Вальтер Беньямин, вдохновивший на название секции, однажды написал: «Массы — это матрица, из которой в настоящий момент всякое привычное отношение к произведениям искусства выходит перерожденным». Пронесенные через всю историю культуры различение на «высокую»
и «низкую» обострилось в XX веке с появлением «массовой» культуры, ставившуюся в подчинение «элитарной». Идейный раскол относительно
их восприятия происходил и на уровне целых исследовательских традиций: так, если одни представители Франкфуртской школы верили в потенциал массовой культуры (Беньямин), то другие видели за ней скорее клишированность, неоригинальность и дань господствующему товарному фетишизму (Адорно, Хоркхаймер).
Различение подверглось переосмыслению в связи с несколькими явлениями. Одним из них стал постмодернизм, дискурс которого подвергнул сомнению само различение на «высокую» и «низкую» культуру. В академическом языке также наблюдается смена парадигм и концепций, связанных со стиранием различения. Так, если в социальных науках различение сохранялось как незыблемое среди теоретиков ещё в 1960-1970 годы (Бурдье), то позднее
и оно подверглось пересмотру и сомнению (например, в работах Петерсона или Джеймисона). Размывание категорий «высокого» и «низкого» проблематизирует и трансформацию смежных феноменов, таких как вкус, классовые различия, культурная критика, эстетическое суждение и другие.
В неакадемических дискуссиях появляются такие течения, как метамодерн, гиперсовременность, новая простота, которые также размывают устоявшиеся различения.
В то же время технический прогресс, а также появление и распространение интернета и новых медиа сыграли свою роль в деформации границ между «массовым» и «элитарным». Современные каналы цифровой дистрибуции искусства во многом элиминируют неравенство в доступе к произведениям
и позволяют вовлекаться в производство и потребление искусства акторам
с различным культурным бэкграундом.
Следовательно, можно говорить не только о дискурсивных трансформациях,
но и о реальных преобразованиях, которые меняют культуру и представления о ней.
Таким образом, исследовательская проблема секции заключается в механизмах исторической изменчивости и современном состоянии различения между «массовым» и «элитарным» (а также возникновения и развития новых различений и разграничений культурных направлений).
Эта секция попытается найти точки соприкосновения между представителями различных областей, связанных с культурой и искусством, и различными ролями в этой дискуссии. Наша цель состоит в том, чтобы обеспечить платформу для продуктивных дискуссий, одновременно изучая то,
как в академическом языке и в других способах описания реальности сохраняется различение на «элитарное» и «массовое», а также помыслить
об альтернативных дискурсах и классификациях.
Секция организована командой научной конференции «Прошлое в настоящем: образы прошлого в популярной культуре».