Superiority? Inferiority? Why not simply try to touch the other,
feel the other, discover each other?
Frantz Fanon, Black Skins, White Masks
Современный мир не знает мира. Он вообще не поддается однозначному определению, особенно в русском языке, обозначая одновременно и мир
как
peace, и мир как
world. Наша идея состоит в том, чтобы попытаться соединить исследования этих двух концептов, обратить внимание на пространства преодоления всех возможных исключений ради единства
(пусть и в различии). Но это исключение не только в сфере
world.
Упомянутый в эпиграфе Ф. Фанон замечает, что оба мира неразрывно с собой связаны, а путь к миру и путь к миру в итоге оказываются одним и тем же путем.
На английском нашу секцию можно было бы назвать так:
Philosophy of the world/peace: from exclusion to re-building, где
re-building наследует понятию
peacebuilding (миростроительство), сформулированному в рамках международных отношений, security studies и peace studies. В философии же скорее доминирует философия войны, из которой
peace как раз-таки исключается. В философии мира как
world представлены исследования раздробленности мира, практики классификации, территориализации, стратификации, дробящие и землю, и тела.
Мир, тела и сообщества разделяются на основе таких характеристик, как пол, гендер, сексуальность, расовая и национальная принадлежность, инвалидность и производят элементы-тела без политического голоса.
Это происходит с помощью механизмов исключения, описанных различными исследователями (от Э. Саида и Г. Спивак до М. Фуко, Ж.-Л. Нанси, Дж. Батлер,
А. Мбембе, Дж. Агамбена, Ж. Делеза и Ф. Гваттари, М. Лаццарато, Э. Повинелли, В. Подороги и др.). Исключающее деление идентичностей поддерживает
как империалистические войны, так и войны субъективности.
Такому исключению противостоят теории о коллективности и сообществе, обращающие внимание на возможность преодоления машины исключения угнетенных тел (Ж.-Л. Нанси и М. Бланшо. К. Каратани, Дж. Батлер, М. Сидел).
Дробится не только мир как сообщество людей, но и мир как экосистема
и земля. На уровне геонтологий исключению подвергаются не только люди,
но и целые геонтологические ассамбляжи, то есть соединения природных объектов, камней, растений, животных, метереологических явлений,
таких как туман или ветер. Они наделяются голосом в нативных онтологиях,
но исключаются из разряда акторов на уровне геонтовласти.
На всех уровнях (от академического знания до политической практики) мы предполагаем возможность единства, несмотря на непреодолимое до конца различие. Это (возможности преодоления исключения для построения мира
во всех смыслах) и есть проблема, над решением которой мы бы хотели поразмыслить вместе с докладчиками. Несмотря на название секции,
мы приглашаем не только философов, но исследователей из самых разных сфер. Нам бы хотелось предоставить не только философское или теоретическое осмысление, но и связанные с ними практические пути
их реализации, ведь исключение практики из теории — тоже исключение, препятствующее мирной/мировой реконструкции.