Достоверных сведений об Александре Невском немного, но в учебники по истории он вошёл как непреклонный в желании защищать русские земли князь, отправивший под лёд Чудского озера крестоносцев, согласно фильму Сергея Эйзенштейна. Эпоха Возрождения закрепила за греками (древними
и современными) статус свободолюбцев, считающих красивыми подтянутые тела, а Европа же в период Возрождения уподобилась благородному духу древних греков, беря при этом только выборочные лучшие аспекты Древних Афин. История про двадцать восемь панфиловцев стала примером героизма, хотя и была сильно приукрашенной журналистом по сравнению
с происходившим на самом деле. Всё перечисленное суть мифы.
Миф (от др.-греч. μῦθος — сказание, предание) не равно обман, но миф сегодня — иносказание, похищение языка, образ и мн. др. Если мифы — всего лишь неправда, выдуманная расхожая ложь, как можно заключить из популярной коннотации этого слова, почему они имеют такое влияние? Почему и как эти «заблуждения» формируют и меняют нашу жизнь?
Слово «миф» из древнегреческого интеллектуального наследия остается многозначным, а сам феномен остаётся актуальным объектом исследования.
В концепции Ролана Барта миф имеет двоякую природу. С одной стороны,
он выполняет инструментальную функцию в отношении социальной структуры через натурализацию определённых культурных и, следовательно, созданных феноменов. В то же время миф представляет собой естественный порядок,
в который обращается любое созданное: политическое, социальное и другое. Для Бруно Латура же миф обладает своей агентностью, но она прослеживается в большей автономности и во взаимодействии с социальной реальностью,
и, следовательно, взаимовлиянием с миропорядком. Однако обозначенные концепции не дают исчерпывающего ответа на такие вопросы, как почему
тот или иной миф успешно встраивается в социальный порядок или же сам
его устанавливает? Как именно и всегда ли мифы могут влиять на своих создателей? Посредством чего общество формирует миф? Какова жизнь мифа
в дальнейшем – как он меняется, может ли миф, будучи инструментом
или самостоятельным элементом общественного порядка, навредить обществу, может ли миф быть отделён от действительности?
В качестве основной рамки участникам секции предлагается обратиться
к междисциплинарным исследованиям мифов, формирующимся на стыке различных областей гуманитарного знания: истории, культурологии, cinema studies, социологии, лингвистике и др. Разнообразие дисциплин и их инструментария исследования должно вписываться в теоретические рамки конкретного автора, к которому обращается исследователь.