Понятие «либертарного» родилось в XIX веке сперва как синоним «анархистского», но затем вобрало в себя более широкий спектр значений. Жозеф Дежак употреблял его, чтобы подчеркнуть эгалитарный характер анархической теории в противовес либерализму, Себастьян Фор — чтобы отмежевать либертарных социалистов от авторитарных социалистов. К концу века термин часто использовали французские анархистские мыслители, чтобы обойти государственную цензуру и избежать негативных коннотаций.
В XX веке либертарные теории и практики широко разрослись: кто-то из теоретиков анархизма противопоставляет себя и либертариям, кто-то включает первых в более широкий класс вторых; для кого-то либертарный социализм все еще означает то же, что и анархизм, а кто-то видит между ними «товарищеские» отношения. Вдобавок к этому — как демонстрирует анархистская антропология (направление антропологии, сформировавшееся в XX веке и изучающее неиерархические общества) — существует множество людей, самовольно устраивающих жизнь за пределами устойчивых иерархических порядков, и притом не использующих рамки «анархизма», «либертаризма» или «новых левых». Так, Петр Кропоткин, известный как один из классиков русского анархизма, в своих поездках в Сибирь описывал практики взаимопомощи и самоорганизации у крестьян и в коренных сообществах. Кропоткин настойчиво сочетал собственную научную деятельность в области этнографии, истории, географии — и вклад в анархическую теорию: в его трудах значительное внимание уделено средневековым и нововременным формам взаимопомощи, таким как цехи, гильдии, артели, кооперативы.
Нынешнее многообразие «либертарного» трудно определимо и крайне сложно. Дэвид Грэбер — американский антрополог — оспаривал необходимость в «единственно верной Великой Анархистской Теории», отдавая предпочтение инклюзивному теоретическому многоцветию «в духе анархистского процесса принятия решений, то, чем пользуются как маленькие аффинити-группы, так и гигантские собрания, в которых участвуют тысячи людей». Так и мы, вслед за Грэбером, хотим работать с этим многообразием, причем в методологии, максимально свойственной самой теме, выбирая локальность, контекстуальность и темпоральность, – поэтому будем рассматривать прежде всего современный, близкий нам географически и культурно контекст. В рамках секции мы попробуем «зарегистрировать» актуальные значения и содержания либертарного, соотнеся современные теоретические, критические, концептуальные построения — и реальные практики коллективов, проектов, людей, так или иначе отождествляющих себя с «либертарным» сегодня, или которые могут быть с ним соотнесены в рамках предлагаемой дискуссии.
Основные вопросы, которые мы бы хотели задать в рамках секции:
- Как сегодня могут взаимодействовать либертарные теория и практика?
- Что делает практики «либертарными»? Какую роль в этом играют самоидентификация, контекст и теоретическое осмысление?
- Как и где либертарные теории стыкуются с другими областями современной мысли?
- Каково место либертарным подходам в академии? Как либертарная теория может способствовать трансформации академии в целом? Может ли она уместиться в дисциплинарные рамки (философии, антропологии и т.д.)?
Особое место занимают проблемы того, существует ли в «либертарном» грань между теорией и практикой и как «либертарное» реализуется в самом процессе теоретизирования на уровне метода.