«Единственным принципом, не препятствующим прогрессу, является принцип допустимо все (англ. anything goes)», — пишет Пол Фейерабенд, призывая
к эпистемологическому анархизму, который должен разрушить сложившиеся рационалистические предпосылки науки и ее монизм, проблематизируя укрепившийся канон, присущий ему метод и язык. У призыва Фейерабенда
есть две основные предпосылки: (1) мир в крайней степени не-определен,
что означает необходимость быть ему открытым; (2) закрепленные диспозиции и слепое им следование сковывает движение ума, вменяя агентам познания фиксированную институциональную традицию. Фейерабенд утверждает необходимость разработки такого метода, который был бы чувствителен
к неопределенности и приспособлен к схватыванию ускользающего, призывая быть внимательным к «миру сновидений» и изобретать языки описания, стремящиеся за пределы перцептивного мира. Более того, он утверждает,
что для создания новой концептуальной модели может и должно потребоваться задействование методологических принципов вне-научных систем знания.
Спустя почти 30 лет после появления текста Пола Фейерабенда традиция
STS-исследований, в частности, теоретическое усилие Джона Ло
и его академических соратников, подарит миру социальных исследований концепт задействования (англ. enacting). Методы перфомативны:
они не просто описывают реальности, но создают онтологии.
Однако признание перфомативности метода приводит исследователей
в немыслимое число локальностей: что задействовать и в какой момент;
какую реальность воплотить? Более того, подобный сдвиг требует появления новых методологических языков, внимательных к сложностям, плохо уловимым событиям, аффектам, аллегориям, поэтике, частичности и разъединенности — то есть, задействованию тех ресурсов воображения, которые до этого
если и пускались в ход, то не были должным образом отрефлексированы.
Где искать ресурсы для такого воображения? Ло и Урри не дают ответа,
и в этом смысле секция – совместный поиск и сборка дополнительных методологических ракурсов. Указывая как минимум на две попытки утверждения альтернативы научному методу, мы, с одной стороны, предлагаем сначала историзировать его и разобраться, какие альтернативы предлагались между упомянутыми периодами и реальностью, в которой суждено оказаться нам; а с другой – обратиться к потенциалу художественных, мифологических, индигенных и других смежных научному языков, которые преодолевают границы метода.