Бес/порядки текста: контексты и практики академического письма
Почему они устроены так, а не иначе?
Формат: на площадке Шанинки и онлайн
Язык: русский, английский
Организаторы: Максим Мальков (Шанинка), Даня Алексеев (НИУ ВШЭ)

Аннотация

Академия и текст — неразделимы. Нужно писать тексты, чтобы попасть
в академию, писать тексты, чтобы в ней удержаться, писать тексты,
чтобы получить в ней известность. Для успешной карьеры следует выучить законы «хорошего» текста, — и кажется, в этом нет никакой загадки:
надо только овладеть ремеслом и соблюдать нормы научной коммуникации. Но что за жизнь скрывается за сухими фразами «было установлено»
и «доказано, что»?

Рынок студенческих работ, риторические приемы в заявках на гранты, особенности рецензирования, стратегии нанизывания библиографических источников на научные аргументы — на секции мы бы хотели обсудить не то, «как надо писать текст», а «как это на самом деле бывает».

Социологи науки показывают, что академический текст — поле сражения,
а цель ученого — построить бастион для своих аргументов. Бруно Латур описывает работу исследователей с текстами и ссылками как военную кампанию, где у ученых есть союзники и враги, резервные армии и секретные технологии, целый арсенал оружия и ссылочно-убийственный аппарат.
Потому вопросы, связанные с академическими текстами, — также и вопросы политики. Кто есть автор академического текста и как достигается «объективность»? Будет ли исследовательница писать сухо, без личного местоимения — или подробно опишет, как попала в поле и какие ошибки допустила?

Правила, по которым создается (и проверяется!) академический текст, культурно и исторически обусловлены. К примеру, в системы по обнаружению заимствований вшито нормативное представление об оригинальности текста, которое может противоречить нормам письма в других культурах —
и даже инструменты вроде «Антиплагиата» несут отпечаток культурно обусловленных представлений об «оригинальной работе». Границы «оригинального» текста, как мы их представляем, оформляются
в романтическом дискурсе XIX века (см. Jaszi, 1991; Woodmansee, Jaszi, 1994),
но они никогда не были стабильны.Кто-то утверждает, что автор умер или служит лишь дискурсивной функцией для регулирования циркуляции смыслов. Напротив, некоторые феминистские исследовательницы с этим не согласны: постмодернистская отмена автора вновь лишает женщин агентности.
С появлением генеративного ИИ вроде Chat-GPT автор как концепт становится еще более размытым — но значит ли, что мы переосмыслим эту фигуру или, наоборот, придумаем еще более изощренные системы для контроля «интеллектуальной собственности»?

На секции нам важно затронуть эти и другие вопросы, связанные с контекстами и практиками, которые окружают академические тексты. Хотя мы указали некоторые вопросы, которые нас волнуют, не обязательно ограничиваться ими.

Тематические направления

  • Авторство, оригинальность, плагиат
  • Автоэтнография и субверсивные жанры письма
  • Институциональные и культурные контексты академического письма
  • Генеративные ИИ в академическом ландшафте
  • Критика и переопределение текста сквозь феминистскую оптику
  • Научный текст в рамках неолиберализации академии
  • Каноны и революции в академическом письме
  • Рецензирование и оценивание
  • Альтернативные медиумы научной коммуникации — что, если не текст?
  • Прагматика использования библиографических ссылок
Ключевые спикеры
  1. Александр Давыдов, автор «Этнография туфты», эксперт фонда «Хамовники», автор канала «Острог».
  2. Дмитрий Рогозин, социолог, автор канала «низгораев».
  3. Елена Каганова, исследовательница, ЕУ, «какая-то библиотека».
  4. Полина Колозариди, руководительница магистратуры ИТМО по цифровым методам в гуманитарных исследованиях.
Если у вас есть вопросы или вы хотите убедиться,
что ваша заявка получена, напишите организаторам секции
на почту или в телеграм (@mdmalkov).

Регистрация

Перейти к заказу билетов
Контакты
vectors@universitas.ru
Газетный пер., 3/5с1, Москва
Made on
Tilda