Философ Йохан Хейзинга одной из конститутивных характеристик игры называл свободу. Участие в игре, как и выход из нее, сугубо добровольны,
а производимые внутри действия не стесняются влиянием на повседневный мир. Чуть позднее, уже геймдизайнер Крис Кроуфорд назовет видеоигры первым видом искусства, открыто вступающим в диалог со зрителем.
Игры интерактивны, через контроллер и связку проводов они передают выбор в руки игрока, и делают его активным участником авторского высказывания.
Но, как ни парадоксально, со временем исследователи стали все чаще обращать внимание на то, как игра нами манипулирует, направляет нас
в нужную сторону и ограничивает доступные опции. В частности, на интерес ученых повлиял онтологический поворот, при котором мы научились говорить об объектах как о действующих акторах.
Архитектура видеоигровых миров служит непреодолимой преградой
для большинства игровых протагонистов. Даже самый опытный игрок
не сможет пройти сюжет The Last of Us, оставив всех дорогих сердцу персонажей в живых. Программный код, замысел сценариста, игровой опыт
и тысячи полигонов ограничивают нас внутри видеоигр. А снаружи
в беззаботный процесс вмешиваются социально-экономические факторы
и техника. Оказывается, что со свободой в играх всё не так просто.
Огромные локации, которыми так гордятся издатели AAA-проектов,
здесь являются не только полем битвы с воображаемыми антагонистами,
но и пространством переговоров между игроками, техническими аффордансами, канонами, разработчиками и экономическими агентами
за собственную свободу.
Каждый раз, когда игрок нажимает на кнопку “START”, он возобновляет парадокс. Одна из главных целей секции — разрешение этого парадокса.
Как понять, что игрок свободен в своём выборе? И сколько существует разных способов его приструнить? Кто же, в конце концов, кем играет:
игрок направляет ход игры, или игра руководит игроком? Или ответ
находится где-то посередине?
К участию в секции приглашаются специалисты или просто заинтересованные люди в гейм-дизайне, акторно-сетевой теории, социологии и философии игр.